menu

11:11
Денежные и монетные дворы Москвы
Денежные и монетные дворы Москвы

А. Мельникова, В. Зайцев, В. Уздеников
Первый денежный двор появился в Москве, видимо, в период правления великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского (1362–1389 гг.). Письменных свидетельств об этом дворе и о месте его расположения нет: о его существовании ученые узнали лишь на основании анализа технических особенностей монет того периода. Единообразие типов ранних московских денег, высокий уровень мастерства резчиков штемпелей, присутствие на монетах грамотно исполненных и идеологически выверенных русских и арабских надписей, а также наличие в чеканке многочисленных технологических штемпельных связей и ряд других признаков неоспоримо свидетельствуют о том, что основная масса монет уже в конце XIV в. изготавливалась на денежном дворе, деятельность которого всецело контролировалась великокняжеской властью. В то же время некоторые письменные источники содержат сведения о существовании в XV в. откупов на чеканку монет, а также о выполнении монетной чеканки серебряных дел мастерами; следовательно, примерно до 80-х годов XV в. изготовление монет могло производиться в Москве не только на денежном дворе. Кроме того, в Москве в первой четверти XV в. могли располагаться и денежные мастерские некоторых удельных князей из рода Калиты.
После денежной реформы Елены Глинской (1535–1538 гг.), по сведениям письменных источников и по нумизматическим данным, в Москве зафиксирован «государев» денежный двор, располагавшийся на улице Варварке. Создание в конце XV – начале XVI в. «государевых» денежных дворов (кроме Москвы они функционировали также в Твери, Новгороде и Пскове) стало важнейшим этапом в образовании Русского централизованного государства, ознаменовало завершение процесса унификации русской денежной системы. На этих дворах изготавливалась единая по весовой норме и внешнему оформлению монета, обязательная к приему и обращению на всей территории Российского государства, а с откупами на чеканку монет было покончено. Техника чеканки была ручной, монеты изготавливались из серебряной проволоки, которую рубили на выверенные по весу кусочки. Эти кусочки вначале плющили, а затем на полученных гладких заготовках ручными чеканами выбивали соответствующие изображения и надписи.
В конце XVI в. произошло важное событие: около 1595 г. было организовано специальное ведомство — Денежный приказ, в задачи которого входило управление монетным производством в государстве, причем функции этого приказа стал выполнять Московский денежный двор . Одновременно с этим двор перевели с Варварки в Кремль, где неподалеку от Боровицких ворот, в районе Набережных садов, для него были построены каменные палаты . Создание Денежного приказа явилось следующим шагом по пути централизации денежного хозяйства. Все денежные дворы государства получили точно зафиксированные обозначения, которыми они метили свою продукцию:

– Московский двор — «М», «», «МО» (Москва)

– Новгородский двор — «В. НО» (Великий Новгород)

– Псковский двор — «ПС» (Псков).

Новгородский и Псковский денежные дворы работали до 1627–1628 гг., так что с 1630-х гг. Московский двор определенно остался единственным производителем металлических денежных знаков для российского денежного обращения (денежный двор в Твери был закрыт еще в середине XVI в.).
В период проведения денежной реформы царя Алексея Михайловича (1654–1663 гг.), когда было решено выпускать монеты крупных номиналов (рубли, полтины, полуполтины, алтыны и грошевики), в Москве был дополнительно открыт еще один денежный двор в Китай-городе, в зданиях, где раньше находилось подворье Английской компании — напротив того места, где в настоящее время расположен Политехнический музей. Этот двор получил название Нового или «Аглицкого» Московского двора и работал с 1654 по 1663 г. В 1654 г. там чеканили монеты крупных номиналов, а с 1655 г. – медные проволочные копейки с обозначением двора «МД» (Московский двор). Старый (кремлевский) денежный двор продолжал работать и в годы реформы, и после нее. В 1655–1663 гг. на нем чеканили медные проволочные копейки, а затем, до самого конца XVII в. — серебряные проволочные копейки.
В период проведения денежной реформы царя Алексея Михайловича, предположительно в 1658–1662 гг., в Москве работал еще один денежный двор — «Дворцовый» или «Новый Дворцовый», чеканивший медные проволочные копейки. Располагался он неподалёку от Моховой улицы, на территории подворья, принадлежавшего ранее близкому родственнику царя, боярину Никите Ивановичу Романову. Собственного обозначения на монетах этот двор не имел: на нем использовались в работе штемпели со знаками двух других московских денежных дворов, преимущественно со знаком «Английского» двора.
Начало XVIII в. Москва встретила, оставаясь средоточием всего монетного производства страны. Денежная реформа царя Петра Алексеевича, начатая в конце XVII в., потребовала резкого увеличения мощности монетных дворов и переоснащения их под новую технологию чеканки. Вся организация монетного производства должна была обеспечивать теперь машинную чеканку крупногабаритных круглых монет из трех монетных металлов (золота, серебра и меди) с использованием штемпелей, воспроизводящих сложное художественное оформление монет, вплоть до помещения на них портретного изображения царя. В то же время, вплоть до 1718 г. не прекращалась и ручная чеканка серебряных проволочных копеек, которые служили своего рода проводниками и гарантами вновь вводившихся в широкое обращение круглых медных копеек и их фракций.
В XVIII веке в Москве функционировали (в различные отрезки времени) четыре штатных и один временный монетный двор.
Основным московским монетным двором этого периода по праву считается Красный двор, известный также как Китайский или Старый. Он располагался в Китай-городе около Воскресенских ворот, ведущих на Красную площадь; несколько его бывших корпусов сохранились до настоящего времени. В Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА) хранится уникальный план Красного денежного двора, относящийся к концу XVII в. Есть основания полагать, что это проектный план, составленный при начале строительства денежного двора, так как часть обозначенного на нем участка, уходящего в глубь Китай-города и предназначавшегося для сооружения новых производственных корпусов, так никогда и не была освобождена от старой застройки.
Красный двор начал работать с 1697 г. и вначале чеканил только серебряные проволочные копейки. Лишь с 1704 г. он начинает чеканку новых круглых серебряных монет — рублей, полтин, полуполтинников и мелких разменных монет. До 1727 г. эта чеканка носила несколько эпизодический характер, тогда как проволочные копейки до 1718 г. чеканились регулярно. В 1727 г. чеканка серебряных монет на Красном дворе прерывается примерно на 10 лет, а с 1737 г. ее объем достигает уже значительных размеров. В это же время территория монетного двора значительно расширяется как в сторону Кремля, так и в сторону реки Неглинной, течение которой использовалось для приведения в движение различных механизмов. Последние серебряные монеты, отчеканенные на Красном дворе, датированы 1775 годом.
Золотые монеты впервые были изготовлены на Красном дворе в 1712 г., и их производство продолжалось на нем с небольшими перерывами вплоть до 1763 г., когда в Москве вообще перестали чеканить золото. До 1716 г. Красный двор изготавливал высокопробные червонцы, с 1718 по 1728 г. — золотые 2-рублевики 75-й пробы, затем, с 1729 по 1753 г. — опять червонцы, а позднее (в 1756, 1758, 1762 и 1763 гг.) — империалы (10-рублевики) и полуимпериалы 88-й пробы. Интересно отметить, что в 1738 и 1739 гг. чеканка червонцев производилась в Петербурге, но мастерами Красного монетного двора, приезжавшими из Москвы со своим инструментом.
Первые медные монеты (5-копеечники) были отчеканены на Красном дворе в 1727 г., а с 1730 по 1754 г. он активно участвовал в чеканке медных монет Анны Иоанновны, Иоанна III и Елизаветы Петровны. В дальнейшем этот двор в основном специализировался на перечеканке устаревших медных монет в монеты текущего выпуска. Именно перечеканкой медных монет Екатерины II 1796 г. нового образца, выполненной при Павле I в 1797 г. (так называемым «павловским перечеканом»), и завершилась вся деятельность Красного монетного двора.
Необходимо отметить, что на Красном дворе чеканился целый ряд серебряных монет специальных выпусков: для платежей на территории Речи Посполитой — тинфы и шестаки (1707–1709 гг.), для Прибалтийских провинций России — «ливонезы» (1756–1757 гг.), и для Восточной Пруссии, занятой российскими войсками (1761–1762 гг.), а также небольшие партии мелких золотых монет (2-рублевики, рубли и полтины 1756–1758 гг.).
Вторым по значению московским монетным двором в XVIII в. был Кадашевский двор, имевший несколько других названий: Адмиралтейский, Военно-морской, Хамовный и Замоскворецкий. Располагался он в Замоскворечье, в Кадашевской слободе на территории, примыкавшей к современному Монетному переулку, а деньги на его постройку были выданы Адмиралтейским приказом, который в течение 10 лет был его хозяином и использовал доход от чеканки монет для нужд военного флота. Работу Кадашевский двор начал в 1701 г. с чеканки золотых червонцев, серебряных монет нового образца и серебряных проволочных копеек. Изготовление червонцев и проволочных копеек продолжалось на Кадашевском дворе до 1711 г., а серебряные рубли, полтины и гривенники чеканились на нем с небольшими перерывами сперва до 1722 г., а затем с 1728 по 1737 г.
В 1704 г. при Кадашевском дворе было открыто специальное отделение для чеканки медных монет, которое функционировало без перерыва до 1733 г. На Кадашевском, как и на Красном дворе в 1707–1709 гг. чеканились серебряные монеты для платежей на территории Речи Посполитой (тинфы и шестаки). Все работы на Кадашевском дворе были прекращены в 1737 г.
Монетным двором, предназначавшимся исключительно для чеканки медных монет, был Набережный двор, располагавшийся на территории Кремля недалеко от Боровицких ворот в отремонтированных корпусах Московского денежного двора. Набережный двор функционировал с 1700 по 1727 г. и чеканил медные монеты всех достоинств.
Четвертый штатный двор Москвы — это Новый двор, (названный так по сопоставлению со Старым — Красным двором). Он чеканил только проволочные серебряные копейки и располагался в здании бывшего Земского приказа на Красной площади на месте, где в настоящее время находится Государственный Исторический музей. Функционировал Новый двор с 1700 по 1718 г., до тех пор, пока в обращение выпускались проволочные копейки.
Наконец, в Москве непродолжительное время существовал временный монетный двор, который был подключен к производству медных монет после закрытия основного «медного» двора — Набережного. Оборудован был этот временный двор на базе плащильной мельницы, принадлежавшей Адмиралтейству и располагавшейся на реке Яузе. С 1728 по 1729 г. двор заготавливал медные монетные кружки для Красного и Кадашевского дворов, а в 1734–1736 гг. чеканил медные монеты Анны Иоанновны.
Красный, Кадашевский и Набережный монетные дворы в большинстве случаев метили свою продукцию аббревиатурой или надписью на лицевой или оборотной стороне монеты, а также надписью на ее гурте. Эти аббревиатуры или надписи могли означать:
1. Наименование монетного двора

«НД» — Набережный двор

«КД» — Красный двор

«КРАСНОГО ДЕНЕЖНОГО ДВОРА»


2. Местонахождение монетного двора

«Москва» — Кадашевский двор

«М» (Москва) — Кадашевский двор

«ММД» (московский монетный двор) — Красный двор

«МОСКОВСКОГО ДВОРА» — Красный двор


3. Вид продукции, выпускаемой монетным двором

«МОНЕТНОГО ДЕНЕЖНОГО ДВОРА» — Кадашевский двор.

Кроме того, Красный, Кадашевский и Набережный монетные дворы в период подчинения их Приказу Большой казны (в 1704–1711 гг. Красный и Набережный, а в 1713–1718 гг. все три двора) метили всю или часть своей продукции аббревиатурой «БК» (Большая казна).
Монополия Москвы на чеканку монет в XVIII в. была впервые нарушена в 1724 г. после открытия в Санкт-Петербурге временного «Коллежского» монетного двора. Но с 1728 г. чеканка монет в Петербурге была прекращена, и Москва на целых 8 лет опять становится единственным российским городом с действующими монетными дворами, хотя к этому времени их осталось всего два (Красный и Кадашевский). Лишь в 1736 г. получает статус штатного и начинает чеканить медные монеты Екатеринбургский двор. В этом же году чеканит рубли и золотые червонцы новый («Прозоровский») временный двор в Петербурге, а с 1738 г. приступает к работе штатный Петербургский монетный двор в Петропавловской крепости. Именно в эти годы окончательно закрывается Кадашевский двор, а последний московский двор — Красный начинает постепенно терять свое значение. С 1798 г. Москва почти на полтора столетия лишается монетного двора.
Новый Московский монетный двор был организован на Мытной улице в 1942 г. в ходе Великой Отечественной войны. Вначале двор был занят исключительно изготовлением медалей СССР, а в послевоенные годы перешел на выпуск предметов народного потребления, малотиражных станков, машин, деталей станочного оборудования и алмазного инструмента. Одним из видов его продукции были также золотые часовые корпуса.
В 1975 г. Московский монетный двор приступил к подготовке выпуска нескольких серий золотых и серебряных монет, посвященных Олимпиаде-80, и успешно справился с этой совершенно новой для него задачей, освоив технологию чеканки монет качества «пруф». В начале 1980-х гг. на Московском дворе было начато, а в 1987 г. вышло на проектную мощность производство разменных монет, причем впервые в отечественной и зарубежной практике был создан поточно-механизированный способ изготовления монет с использованием автоматизированных систем их обработки.
Кроме разменных монет из цветных металлов Московский двор изготавливает памятные монеты, в том числе и из драгоценных металлов, качества «пруф». В январе 1991 г. на Международном нумизматическом съезде в Базеле золотая 100-рублевая монета выпуска 1990 г. с изображением памятника Петру I была объявлена монетой года с вручением диплома и медали коллективу Московского монетного двора.
Просмотров: 1161 | Добавил: kras | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: